Христос Воскресе!
Всех вас поздравляю с престольным праздником этого святого храма и приветствую от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который всем вам передает свое Первосвятительское благословение.
Праздник, который мы совершаем ныне, напоминает нам о важном событии из истории Церкви IV века, когда равноапостольный император Константин решил воссоздать на месте древнего Иерусалима, разрушенного римлянами, христианский город, который стал бы центром паломничества людей со всего мира. Именно тогда чудесным образом были обретены многие святыни, в том числе и всечестной Крест Господень, воздвижение которого мы будем вспоминать уже сегодня вечером.
Иерусалим — город, где был распят и воскрес Господь наш Иисус Христос. Из Иерусалима началась вся история христианской Церкви. Поэтому справедливо Иерусалимская Церковь называется в богослужебных текстах матерью Церквей.
Но когда мы вспоминаем событие, произошедшее в IV веке, — восстановление Иерусалима как центра христианского паломничества и воссоздания храма Воскресения Христова, наш духовный взор обращается к самому событию Воскресения Христова, потому что именно в честь этого события и был построен этот храм.
Неслучайно на Руси сложилась традиция: в храмах, посвященных празднику обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, положено совершать богослужение Пасхальным чином, с воспоминанием самого события Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И пасхальные песнопения, которые мы слышали сегодня — несколько месяцев спустя после Пасхи прошедшей и за много месяцев до Пасхи следующей — напоминают нам о событии, благодаря которому существует на земле святая Церковь.
Когда апостола Павла спрашивали, в чем суть христианской веры, в чем заключается Евангелие, которое он проповедует, Павел отвечал — и устно, и в своих посланиях:
«Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу».
— 1 Кор. 15. 3-8
Апостол Павел, как мы знаем, был в юности гонителем Церкви Христовой. Но после того, как он обратился ко Христу, как Сам Воскресший Христос явился ему на пути в Дамаск, Павел понял, что самым главным делом его жизни должна стать проповедь Евангелия. И Евангелие это, как он говорил, заключается ни в чем ином, как в проповеди о том, что Иисус Христос умер и воскрес. Это самое главное, о чем повествует нам Святое Евангелие, об этом рассказывают все четыре евангелиста.
Воскресение Христово является главным событием евангельской истории и всей человеческой истории. Через это событие была побеждена смерть, и для всякой плоти Самим Господом Иисусом Христом был открыт путь к воскресению из мертвых. И каждый из нас может сказать о себе, как говорил апостол Павел, что после многих явлений Воскресшего Господа Своим ученикам в разных поколениях, Он явился и мне как некоему извергу, несмотря на мое недостоинство, греховность, и явил Себя не однажды, а являет Себя многажды. Потому что всякий раз, когда приходит Пасха Христова, Он являет Себя Воскресшим всей Своей общине — всей нынешней многомиллионной общине Своих учеников.
Это событие мы вспоминаем в каждый воскресный день, мы созерцаем Воскресшего Господа в Его Святых Дарах и принимаем внутрь себя, когда причащаемся Тела и Крови Христовых. Поэтому событие Воскресения Христова остается для всех нас той основой, на которой зиждется наша христианская вера. И свет этого события не меркнет ни с годами, ни с веками. Он не тускнеет, продолжая так же ярко светить.
В Церковь приходят все новые и новые люди, и встречают Воскресшего Христа. И Христос — распятый и Воскресший — преображает жизнь каждого человека. И встреча со Христом уготована нам уже в земной жизни — через участие в богослужении, через молитву, через причащение Святых Христовых Таин, через участие в других Таинствах Церкви.
Мы постоянно встречаем Воскресшего Христа. Встречаем Его на жизненном пути так, как встретили Его двое учеников. Сначала они даже не поняли, Кто перед ними, ибо внешний вид их Учителя изменился, но они познали Его в преломлении хлеба. Так же и мы познаём Его, когда хлеб освящается за Литургией, преломляется и становится Телом Христовым, а вино освящается, становится Кровью Христовой. Мы познаём Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел спасти всех нас и открыть нам путь к воскресению из мертвых. Именно поэтому мы вновь и вновь не устаем приветствовать друг друга пасхальным приветствием: Христос Воскресе!
Пусть радость о Воскресении Христовом всегда живет в наших сердцах. Пусть Воскресший Господь обновляет нас, как Он обновил храм Воскресения Христова в Иерусалиме, как Он на наших глазах обновил и этот святой храм, и тысячи других храмов, восстановленных из руин, отреставрированных или заново построенных, чтобы мы обновлялись в них духовно, созерцая Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Аминь