Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе (Патриаршее подворье) г. Москвы

Проповедь протоиерея Сергия Звонарёва в Навечерие Богоявления

Протоиерей Сергий Звонарёв

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Празднуемое событие, собравшее нас сегодня, именуется Святой Церковью Навечерием Богоявления и связано оно с приготовлением к встрече Крещения Господня. Об этом предначинательном характере сегодняшнего дня свидетельствуют как строй богослужения, так и содержание песнопений и чтений.

Воспоминание и переживание Крещения Господня рождает в нас чувство сопричастности делу спасения, начало которому положил Иисус Христос. В явлении человечеству Бога в трёх Его ипостасях проявилась величайшая любовь и уважение Творца к Своему творению. Мы видим снисхождение Господа к людям, их немощам, стремление освободить мир от поражающей его злобы, оживить силой Духа Святого. Бог предстаёт миру не как неограниченный властитель или неумолимый судья, но как милующий, кроткий и смиренный, «спасти хотя заблудшаго человека» (стихиры на «Господи воззвах» Великой вечерни). Эти кротость и смирение, готовность послужить людям заключаются в том, что Иисус Христос, будучи совершенно лишённым греха, не нуждаясь и в его очищении, добровольно принимает «крещение покаяния» (Мф. 3.11) от рук человека, хотя и праведной жизни, но не без печати несовершенства. Умилительны при этом слова признания святого Иоанна Крестителя о том, что «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3.14).

«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;».— Мф. 3.11
«Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»— Мф. 3.14

Господь, будучи автором и устроителем всех законов физического мира и духовного бытия, подчиняет себя установлению человеческому, становится слугой Своего творения. Тем самым Он даёт понять, что Божественное и человеческое неотделимо в смирении. Стяжание же смирения для человека происходит путём покаяния, готовности изменить прежний греховный образ жизни. Именно поэтому фарисеи и саддукеи, не имевшие такого намерения, были отвергнуты Иоанном Предтечей.

Крещение Господне стало зримым символом благодати Божией, познаваемой не путем интеллектуальных изысканий и силой рассудка, но верующим сердцем. Вера является инструментом познания Бога, позволяет созерцать то, что скрыто от человеческих глаз, лежит за пределами разума и не поддается человеческой логике. Но к этому способна лишь подлинная вера, свободная от различных предрассудков и суеверий, столь часто встречающихся в жизни современников. К сожалению, многие люди в нашем обществе поражены религиозным невежеством. Оно проявляется не столько в отсутствии знаний о Церкви и её миссии в окружающем мире, сколько в смешении веры в Бога с магией и оккультизмом. В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали, как апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею, говорит о том, что «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4.1).

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским».— 1 Тим. 4.1

Это предостережение «апостола языков» обращено и к нашим дням, поскольку мы становимся свидетелями ослабления веры не через принуждение или насилие, как это случалось в атеистический период истории нашей страны, а лукавым образом через ложные взгляды и представления. Последние, порой, облечены в цветные и привлекательные для людей фантики, подкупают своей необычностью, а самое главное, обещанием стопроцентного результата. Современный человек потребительского общества разучился облекать свои желания в христианскую веру и надежду, в молитвах к Творцу поверять сокровенное, жить реальным присутствием Бога в своей жизни. Намного проще оплатить услуги разного рода проходимцев и мошенников, ведь в этом процессе не нужна вера, достаточным является сам факт внесения денег.

Другой опасностью, также подрывающей основания веры, является обрядоверие, подменяющее собой личные отношения человека с Богом. В информационном пространстве мы сталкиваемся с примитивизацией духовной и нравственной сфер, попытками низвести на уровень народной традиции и обряда то, что призвано возвышать человеческий дух, облагораживать внутренний мир христианина и наполнять его смыслом. Человек становится исполнителем внешних предписаний и правил, забывая об их смысле, обращённости к душе и сердцу. Пожалуй, нет ничего страшнее для христианина обольстительных набожности и лицемерия, порождаемых слепым следованием церковным установлениям без любви к Богу и ближним.

Велико значение веры для человека. Крепкая вера не позволяет христианину замыкаться в привычном течении вещей, делать религиозные убеждения средством для удобной и комфортной личной жизни. Вера не может быть совокупностью теоретических знаний и интеллектуальным багажом, но должна служить главной движущей силой нравственного роста христианина. Стремление человека к Богопознанию, восприятие благодатного опыта жизни во Христе, хранимого Святой Церковью, побуждает его быть активным проповедником евангельских истин, служителем на ниве Христовой. Всякий христианин призван делиться своей верой с окружающими людьми, утверждать её в делах милосердия, помощи ближним и дальним.

Действие Духа Святого, явившегося в Крещении Господнем, рождает во всяком верном плоды, о которых пишет в своем Послании к Галатам апостол Павел, а именно «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5.22-23).

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».— Гал. 5.22-23

Способность христианина воплощать в своей жизни эти духовные ценности свидетельствует о его искренней и твёрдой вере, умении трудиться Богу в деле спасения собственной души и преображения окружающего мира. Дай Господи нам силы созидать такую веру в своих сердцах.

Аминь.