16 октября 2021 года в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе состоялась 4-я в текущем году «Евангельская встреча»
16 октября 2021 года в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе состоялась 4-я в текущем году «Евангельская встреча».
Ведущий встречи протоиерей Игорь Якимчук предложил присутствующим рассмотреть тему «О непротивлении злу насилием» на примере фрагмента из Евангелия от Матфея (5, 38-48), который начинается словами Христа: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...». Комментируя эти слова, ведущий, вначале описал особенности ветхозаветной судебной практики, построенной на принципе адекватного возмездия за нанесенный человеку урон. Этот принцип носил ограничительный характер в условиях жестокости архаичных нравов и был важен для предотвращения непропорциональной мести в иудейском обществе. В своей проповеди Иисус Христос не оспаривал право государства применять те или иные наказания, не призывал к смягчению уголовного права, но побуждал к преображению внутреннего мира человека, изменению его ценностных ориентиров, системы взаимоотношения с другими людьми. Заповедь о непротивлении злу насилием обосновывается тем, что зло невозможно победить злом, а только добром. Вражду и ненависть можно преодолеть только любовью. По аналогии, приведенной святителем Иоанном Златоустом, эта закономерность подобна тому, как огонь невозможно угасить огнем, а только водой.
Ведущий обратил внимание на то, что советы, которые давал Иисус Христос, относились не к правовой сфере, а к сфере межличностных отношений. Их нельзя понимать в буквальном смысле, в частности по отношению к службе в армии, и они не обосновывают идеи радикального пацифизма, подобные тем, которые пропагандировал Лев Толстой в своей попытке переписать по собственному усмотрению Евангелие. Долг христианина заступиться за слабого и беспомощного, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Также и государство имеет право и даже обязанность ограничивать зло силой, а начальник «не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 4).
Участники встречи обсудили приведенные заповеди Христовы на примере конкретных житейских ситуаций. В заключение протоиерей Игорь Якимчук ответил на вопросы слушателей.