11 марта 2023 года в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе состоялась 1-я в текущем году «Евангельская встреча»
11 марта 2023 года в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе состоялась 1-я в текущем году «Евангельская встреча».
Вел встречу настоятель храма протоиерей Игорь Якимчук, который предложил для обсуждения следующую тему:
«“Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16)”: о божественном избрании и человеческой свободе».
Говоря об этих словах Священного Писания, ведущий обратил внимание на то, что при Своей земной жизни Господь в отношении к ученикам проявлял Свою личную власть; Он нигде и ни в чем совещался с апостолами; Он их избирает, кого хочет; и их посылает, когда хочет; Он учит их иногда в таких к таинственных изречениях, что они не понимают, и однако не смеют спросить Его. Проявляя власть по отношению к апостолам, Христос не лишал их свободы: «Не хотите ли Вы отойти [от Меня]? (Ин. 6, 68)». Таким образом власть Христа над апостолами — это единоличная власть, но во имя Божественного авторитета и требующая только свободного повиновения. После Себя Господь дал эту власть всем апостолам вместе, не одному из них, а всем вместе. Отсюда происходит соборность в Церкви.
Критерии, по которым Иисус Христос избирал апостолов, неочевидны с точки зрения обывателя, поскольку выбор падал совсем не на тех, на кого можно было этого ожидать, что можно видеть на примере призвания к апостольству Андрея, Петра, Филиппа и Нафанаила (Ин. 1, 38-51), Матфея (Лк. 5, 27-30) и других учеников Христовых.
Далее речь пошла о словах апостола Павла из его послания к Римлянам, в котором он затрагивает тему предизбрания человека Богом: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 29-30). Было отмечено, что в Церкви на Западе и на Востоке установились разные традиции толкования этого фрагмента Священного Писания. На Западе вслед за блаженным Августином толкователи оспаривали наличие у человека после грехопадения свободной воли, что в итоге привело к крайностям лютеранства и кальвинизма с его по сути антихристианским учением о безусловном предопределении. Отцы Восточной Церкви неизменно отстаивали возможность для человека делать свободный выбор между добром и злом, отмечая, что Божественное предопределение никоим образом не противоречит человеческой свободе. В противном случае не было бы никакого смысла в христианском подвижничестве и покаянии. Истинная вера и связанные с нею дела приводят человека в категорию избранных Богом.
В заключение ведущий встречи ответил на вопросы присутствовавших.