19 октября 2024 года в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе состоялась 7-я в текущем году «Евангельская встреча»
19 октября 2024 года в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе состоялась 7-я в текущем году «Евангельская встреча».
Ведущий встречи, настоятель храма протоиерей Игорь Якимчук обратил внимание собравшихся на два фрагмента из Евангелия от Луки. Первый фрагмент (Лк. 9, 49 – 50) повествует об обращенной ко Христу просьбе апостола Иоанна запретить некоему человеку изгонять бесов именем Христовым, поскольку он «не ходит с нами». В ответ Христос велел отнестись к нему как к своему: «Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас». В Евангелии от Марка к этому рассказу добавлено пояснение Спасителя: «Ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня» (Мк. 9, 39).
С данным эпизодом сопоставляется другой фрагмент, также связанный с изгнанием бесов (Лк. 11, 14-26). В данном случае оппоненты Христа обвинили Его в том, что Он изгоняет бесов как их князь. В ответ Иисус сказал, что невозможно похитить имущество сильного, не одержав над ним победы (то есть, бесы не оставят человека по доброй воле, их приходится побеждать), и еще рассказал притчу о человеке, из которого изгнали одного беса – а потом в него вселились целых семь. Эта притча подчеркивает, что духовная борьба есть дело всей жизни, и что сегодняшняя победа не избавляет человека от возможности завтрашнего поражения, которое эту победу перечеркнет. В контексте этого рассказа прозвучали слова: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк.11:23).
Ведущий подчеркнул, что между двумя приведенными высказываниями Господа нет противоречия. По отношению к себе самому человек должен проявить предельную строгость: собираю ли я сейчас, со Христом ли я? И если ответ выходит не положительный, значит, я в большой опасности. Какие бы духовные победы не одерживал я в прошлом, здесь и сейчас я могу всё потерять, могу оказаться в одном лагере с врагами Бога. Но по отношению к другим людям нам предлагается, напротив, крайняя терпимость. Вот человек, который явно не принадлежит к числу христиан, но использует имя Христово. Не торопитесь его осуждать, говорит Христос, сам он не считает себя нашим врагом – и мы не вправе отталкивать его. Пусть сейчас он не вполне наш друг – но он однажды может им стать. Ведь глубины его сердца нам не открыты, мы не можем знать, что там происходит. Не бойтесь ошибиться, записав человека в союзники, говорит Христос, бойтесь противоположной ошибки. Ищите вокруг друзей, а не врагов, учит Он нас.
Об отношении к врагам говорится в продолжении повествования первого приведенного фрагмента (Лк. 9, 51-56). Господь не согласился с предложением апостолов Иоанна и Иакова испросить огонь с неба как это сделал некогда пророк Илия, чтобы уничтожить самарян, не оказавших им гостеприимства: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». В этих словах говорится о том, что дух Нового Завета в корне отличается от ветхозаветного духа, подразумевавшего безжалостное отношение к врагам. Выводом из рассмотрения приведенных евангельских повествований стал тезис о том, что выступающим за Христа является человек, ставший носителем новозаветного евангельского духа, который по учению святых отцов дается благодатью Божией.
Протоиерей Игорь Якимчук ответил на вопросы участников встречи.